REFERATES   HOME

 

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

ПРОКОФЬЕВ

 

 

1891—1953

 

 

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения С.С.Прокофьева. Он родился в семье управляющего имением агронома С.А.Прокофьева 11 апреля 1891 г. в степном имении Сонцовка Бахмутского уезда Екатерининской губернии, недалеко от каменноугольных шахтных посёлков нынешней Донецкой области.

Уже с самых ранних лет, наряду с играми, свойственными детскому возрасту, дни его были наполнены работой, всевозможными занятиями, в которых проявлялся его небывалый, исключительный музыкальный дар. Сочинив пяти с половиной лет от роду свою первую пьеску, он никогда уже не расставался с музыкой. Уже летом 1902 г. он начал серьёзно заниматься музыкой с композитором Глиэром. К двенадцати годам он написал множество маленьких пьес для фортепьяно, песенок и две оперы — «Великан» и «На пустынных островах»; либретто для этих опер было составлено самим юным композитором.

5 сентября 1904 г. тринадцатилетний Сережа Прокофьев предстал перед приемной экзаменационной комиссией Петербургской консерватории. Экзамен вел Римский-Корсаков. «Это мне нравится!»—весело воскликнул он, увидев маленького Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения.

Блестяще выдержав испытания, Прокофьев был принят в консерваторию. Мастерству композитора он учился у Н. А.Римского-Корсакова, А. К.Лядова и одновременно овладевал искусством фортепьянной игры в классе известной пианистки А. Н.Есиповой.

Обгоняя друг друга, появляются оперы, фортепьянные пьесы, сонаты, симфонии, романсы, песни Прокофьева. Первые по-настоящему значительные и зрелые вещи он сочинил незадолго до окончания консерватории и не раз исполнял их сам, выступая как пианист в концертных залах Петербурга. Наиболее крупные среди них — Первая и Вторая фортепьянные сонаты, Первый концерт для фортепьяно с оркестром. Этот концерт Прокофьев сыграл на выпускном экзамене по фортепьяно (в 1914 г.), завоевав премию имени Антона Рубинштейна. Творческая биография его начиналась интересно и бурно. Двадцатилетний пианист и композитор сразу же приобрел известность. Он пришел в искусство с новыми идеями, со своим пониманием того, как сочинять музыку. Все, что он писал, было новым по манере и по содержанию, молодым, здоровым, смелым.

В музыке Прокофьева, так же как и в стихах его современника В.В.Маяковского, рождались образы юности, силы, борьбы и победы, образы нового мира, шедшего на смену отжившему. Оба художника относились друг к другу с искренней симпатией и большим интересом. Недаром композитор бережно хранил экземпляр поэмы «Война и мир» с надписью: «Председателю земного шара от секции музыки — председатель земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский».

Окончив консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист и композитор во Франции, Италии, Испании, Англии, Бельгии и Америке. На сценах театров Парижа, Нью-Йорка и Чикаго ставились оперы и балеты, которые он создал в те годы. Но даже в годы жизни за границей все помыслы его постоянно возвращались к Родине. Образы русской литературы и народного искусства оживали во всем, что он писал вдали от Родины.

С русской сказкой мы встречаемся в четырех пьесах для фортепьяно, которые Прокофьев назвал «Сказками старой бабушки». Мы слышим мерную, неторопливо развертывающуюся мелодию, и перед нами возникают картины, которые мы вот-вот готовы узнать: не Аленушка ли это с братцем Иванушкой спасается в лесу от злой мачехи или девочка забрела в дом старого медведя? Сама мелодия, в которой слышится ровный, убаюкивающий голос, обороты музыкальной народной речи, складывается в причудливые образы.

Прокофьев счастлив был вернуться на Родину. Он с радостью принял участие в строительстве советской культуры. «Я очень стремился включиться в работу над советской тематикой»,— вспоминал он впоследствии. Композитора особенно привлекали героика строительства, образ нового человека, его борьба и преодоление препятствий. Но крупные произведения на эти темы появились позднее, а в эти годы он много писал для кино, драматического и оперного театра, музыку для детей: симфоническую сказку «Петя и волк», детские песенки («Болтунья», «Сладкая песенка»), сборник пьес для фортепьяно — «Детская музыка». Как ни один композитор, Прокофьев умел весело и остроумно рассказывать в музыке о смешных играх и комичных событиях. Вот, например, из-за былинки важно выползает кузнечик — композитор звуками передает это в забавном марше «Шествие кузнечиков». Красивой мелодией рисует он радугу и дождь, светлый лунный вечер («Ходит месяц над лугами»). Для своей симфонической сказки «Петя и волк» о пионере, поймавшем свирепого волка с помощью храброй птички, композитор сам сочинил текст, который читается в перерывах между музыкальными картинами. С характерами героев знакомит нас оркестр: каждое действующее лицо сказки имеет свою мелодию (лейтмотив), которая звучит у одного определенного инструмента.

Мелодии развиваются, изменяются, сплетаются, сталкиваются, и слушателям легко понять ход всей истории и переживания героев. Размеренная и однообразная мелодия, которую играет хрипловато звучащий фагот, вызывает в нашем представлении образ строгого Петиного дедушки; веселая песенка флейты сопровождает птичку; за вкрадчивой мелодией слегка гнусавого гобоя легко узнать хитрую кошку. Звуки задорной мелодии скрипок рисуют облик бесстрашного и решительного Пети. Если внимательно послушать «Петю и волка», то можно научиться различать звучание инструментов оркестра.

В 1936 г. Прокофьев закончил балет «Ромео и Джульетта», посвященный прекрасной и чистой любви. Композитор вложил в музыку много тепла и живого сострадания, обогатив наше понимание шекспировской трагедии, выразив ее самый глубокий, сокровенный смысл.

Широкий и разнообразный мир творения Шекспира запечатлен в музыке таких сцен, как «Джульетта-девочка», «Бал у Капулетти», «Смерть Меркуцио», «Ромео у Джульетты перед разлукой», «Финал» балета.

1937-1941 гг. - время создания крупнейших произведений Прокофьева, разнообразных по духу и жанру: комической оперы «Обручение в монастыре» («Дуэнья»), героической оперы «Семен Котко» (по повести В. П. Катаева «Я — сын трудового народа»), фортепьянных и скрипичных сонат, «Песен наших дней» для солистов, хора и симфонического оркестра, музыки к историческому фильму «Александр Невский» и кантаты того же названия.

 

"Вставайте, люди русские, на смертный бой за нашу землю вольную.

(Музыку к кинофильму «Александр Невский» написал С.Прокофьев.)

 

В 1940 г. Прокофьев пленился сказкой о Золушке и стал работать над балетом. Но началась война. Глубоко потрясенный композитор откликнулся на это событие созданием патриотических произведений. «Работа над оперой «Война и мир» была основной моей работой в первые годы войны», — писал Прокофьев. Ни над одним произведением он не трудился так долго и вдохновенно. Уже после постановки оперы в Москве и Ленинграде композитор вновь и вновь возвращался к ней, углубляя свой замысел, совершенствуя отдельные картины, создавая новые эпизоды. Лучшие сцены оперы — лирическая первая картина «В Отрадном», вальс из второй картины, монологи Наташи и Пьера Безухова, отчаяние Наташи, смерть князя Андрея. В красочных батальных сценах особенно интересны хоры, отражающие страдания и героические подвиги народа. Эти хоры по духу и по выразительности можно сравнить с русской народной песней, которую так хорошо знал Прокофьев. «Война и мир» завершается сценой народного торжества, хоровым гимном народу-победителю.

В 1944 г. Прокофьев закончил «Золушку». Балет написан в классическом стиле. Прокофьев «стремился так изобразить в музыке характеры милой, мечтательной Золушки, ее робкого отца, придирчивой мачехи, своенравных задорных сестер, горячего юного принца, чтобы зритель не оставался равнодушным» и чтобы он в «этой сказочной оправе увидел живых, чувствующих и переживающих людей».

 

Сцена из балета, «Золушка»

В 1947 г. композитору было присвоено звание народного артиста РСФСР.

В последние годы жизни композитор, уже тяжело больной, написал еще много прекрасных сочинений на современные темы. Оратория «На страже мира» (стихи С. Я. Маршака) — это его творческий вклад в дело борьбы за мир. Для детей Прокофьев написал на стихи Маршака веселую сюиту «Зимний костер».

Незадолго до смерти композитор закончил свою последнюю — Седьмую симфонию, молодую, светлую, жизнерадостную.

Глубокие мысли, прекрасные образы живут в искусстве Сергея Сергеевича Прокофьева. Его музыка учит нас любить жизнь, помогает нам лучше понять русских людей и нашу эпоху.

С.С.Прокофьев – музыкальный гений, а это означает, что живя в дореволюционной России, он обновил понятие о русской музыке, будучи же советским композитором, он возвысил советское музыкальное искусство до степени общечеловеческой ценности.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz